Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

ДАТА: . / Опубликовано в Истребители. Просмотров: 3262

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen» — многоцелевой истребитель третьего поколения. Разработан шведской компанией SAAB в 1960-е годы для замены истребителя Saab 35 «Draken». В 1971 году принят на вооружение ВВС Швеции. Первый в мире серийный военный реактивный самолет с передним горизонтальным оперением - аэродинамическая схема «утка».

Предназначен для действии по наземным и морским целям с возможностью перехвата воздушных объектов. Разработка самолета началась в 1962 г. Первый полет опытный самолет совершил 8 февраля 1967 г., а первый одноместный всепогодный под названием «Viggen» поднялся в воздух 23 февраля 1971 г. Поставки для ВВС Швеции начались 21 июня 1971 г., построено 110 самолетов. В 1971-1990 гг. для ВВС Швеции сделано 329 самолетов Saab 37 «Viggen» различной модификации. На экспорт самолеты не поставлялись из-за ограничений, навязанных компании Saab национальным законодательством.

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Самолет Saab 37 «Viggen» спроектирован как биплан-тандем без горизонтального оперения. Конфигурация имеет большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное небольшое треугольное переднее крыло с закрылками. Такая схема крыльев в сочетании с мощным ТРД обусловливала высокие взлетно-посадочные характеристики, что позволяет применять самолет с коротких ВПП или участков автомобильных дорог длиной до 500 м. Проект предусматривал заход на посадку со скоростью снижения до 5 м/с, для чего самолет оснащался специальным шасси, способным погасить такую большую вертикальную скорость снижения. Реверс тяги вместе с антиблокировочной системой колесных тормозов обеспечивали короткий пробег.

Одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом и системой кондиционирования, имеет остекление, защищающее при столкновении с птицами.

Оборудование на базе современной авиационной электроники включает ИЛС, соединенный через бортовой компьютер с цифровой системой управления вооружением, аппаратуру РЭБ и предупреждения об облучении. Для навигации применяется доплеровская РЛС и радиовысотомер, а для всепогодной посадки - тактическая система наведения и посадки по приборам. Моноимпульсная РЛС Эриксон PS-37/A (UAP-1011) с антенной Кассегрена, работающая в диапазоне X, имеет режимы поиска и обнаружения целей, измерения дальности и сопровождения наземных целей, а также обеспечивает картографирование местности и предупреждение о наземных препятствиях.

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Подвесное вооружение AJ-37 «Viggen» массой до 6000 кг размещается на семи наружных узлах (четыре под крылом и три под фюзеляжем) и включает противокорабельные УР SAAB Rb04E, УР класса «воздух-земля» Rb05A или Rb75 (AGM-65 «Мейверик»), бомбы, контейнеры с НАР «Бофор» (135 мм) и пушками.

Следующей моделью «Viggen» стал вариант фоторазведчика SF-37 (spanning foto - фоторазведка), который предназначапся для замены самолетов S-35E «Дракен». Первый полет выполнен 21 мая 1973 г., поставки начались в апреле 1977 г., построено 26 машин. Самолет оснащен семью фотокамерами, размещенными в носовом отсеке фюзеляжа. Возможна подвеска контейнеров с дополнительным разведывательным оборудованием.

Морской разведывательный вариант SH-37 (spanning havsovervskning - морское наблюдение) впервые поднялся в воздух 10 декабря 1973 г. Этот самолет снабжен дальним радиолокационным оборудованием PS-371/A, оптимизированным для эксплуатации над водной поверхностью, и фотокамерой RKA 40 для фиксации обстановки на экранах РЛС. Дополнительное разведоборудование размещено снаружи на высокорасположенных пилонах. Стандартный вариант подвески; с левого борта - контейнер с ночной фотоаппаратурой, с правого - контейнер с длиннофокусным перспективным аэрофотоаппаратом (LOROP). Поставки морского разведчика начались с 19 июня 1975 г., построено 26 самолетов.

На базе AJ-37 «Viggen» создан двухместный учебно-боевой самолет Sk-37, первый полет которого состоялся 2 июля 1970 г., построено 18 машин. Он имеет удлиненный киль и сохраняет стандартную конструкцию носовой части. Из оборудования исключен радар, а для ориентации используется доплеровское оборудование и дальномерная аппаратура (DME). Из-за установки допопнительной кабины на Sk-37 уменьшен запас топлива, поэтому он часто используется с подвесными топливными баками.

На Saab 37 «Viggen» установлен ТРДЦФ, разработанный на основе американского гражданского двигателя Пратт-Уитни ГГ80-22. Топливо размещается в шести баках: двух крыльевых и четырех фюзеляжных. На центральном подфюзеляжном пилоне возможна установка подвесного бака.

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Система управления полетом бустерная необратимая, поперечное и продольное управление осуществляется элеронами, путевое управление - рулем направления. На предыдущих вариантах AJ, SF, SH и Sk имеется аналоговая автоматическая система управления, а на Saab 37 - первая за рубежом на серийном военном самолете цифровая система Ханнуэлл/Сааб-Скания SA07, повышающая устойчивость и управляемость самолета при ручном управлении.

На Saab 37 «Viggen» применена импульсно-доплеровская РЛС Эриксон PS-46/A (UAP-1013), работающая в диапазоне частот 1/J и обладающая высокой помехоустойчивостью. РЛС работает в режимах поиска, захвата, сопровождения (в том числе при сканировании) и подсвета целей, измерения дальности до наземных объектов. Кроме того, установлена центральная цифровая ЭВМ Сингер-Кирфот SKC-2037, ИНС Сингер-Кирфот KT-70L, автоматическая система регулирования скорости полета, авиагоризонт и радиооборудование, радиовысотомер, система SATT предупреждения о радиолокационном облучении, тактическая система TILS инструментальной посадки, цифровой вычислитель параметров Гаррот Эрисерч LD-5. В кабине размещены 2 индикатора на ЭЛТ (тактической остановки для навигации и радиолокационный для всепогодного перехвата) и ИЛС, имеются индикаторы параметров систем и состояния вооружения. Общая масса 50 блоков БРЭО составляет примерно 600 кг.

В процессе модернизации самолет оснастили системой межсамолетной связи, обеспечивающей обмен радиолокационной информацией между несколькими самолетами JAS-39 (наподобие системы, используемой на МиГ-31), и усовершенствованной РЛС для автоматизации атаки воздушных целей с применением пушки.

Перехватчик Saab 37 «Viggen» вооружен пушкой Эрликон КСА (калибр 30 мм, скорострельность 1350 выстр./мин, боекомплект 150 снарядов). На семи узлах (три подфюзеляжные и четыре подкрыльевые) возможна подвес ка двух УР класса «воздух-воздух» Rb71 («Скай Флеш») с полуактивной радиолокационной ГСН и двух-четырех УР ближнего воздушного боя Rb24/Rb74 (AIM-9 «Сайдуиндер») с ИК ГСН. Для действий по наземным целям могут быть установлены 4 контейнера с 24 НАР ( калибр 13,5 мм).

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Saab 37 «Viggen». Многоцелевой истребитель. (Швеция)

Дальнейшая модернизация самолетов AJ, SF и SH привела их к стандарту AJS-37, который включает в себя установку новых цифровых баз данных, позволяющих многоцелевое использование самолетов, радиолокационной системы, работающей в режиме отслеживания рельефа местности, совместимость с некоторыми типами вооружений, созданных для самолетов JAS-39 «Грипен». Самолет, доработанный по варианту AJS-37, при выполнении задач ПВО несет до шести УР класса «воздух-воздух»: Rb24/2J, Rb71 и Rb74. Ударные и разведывательные самолеты AJS-37 вооружаются ПКР Rbl5P и ракетами класса «воздух-земля» Rb75, НАР, а также УР Rb74 для самообороны.

Характеристики (вариант AJ-37):

  • Размах крыла, м: 10,60;
  • Длина самолета, м: 16,40;
  • Высота самолета, м: 5,90;
  • Площадь крыла, м2: 52,20;
  • Масса, кг: пустого - 9000, нормальная взлетная - 15480, максимальная взлетная - 20450, внутреннего топлива - 4750;
  • Тип двигателя: 1 ТРДД Volvo Flygmotor RM-8A;
  • Тяга, кН: 1 х 65,70, на форсаже: 1 х 115,52;
  • Максимальная скорость,км/ч: у земли - 1350 (М=1,1), на высоте - 2195 (М=2,1);
  • Перегоночная дальность, км: 3000;
  • Практическая дальность, км: на оптимальной высоте - 2150, у земли - 930;
  • Боевой радиус действия, км: 500-1000;
  • Скороподъемность у земли, м/с: 192;
  • Практический потолок, м: 15500;
  • Макс. эксплуатационная перегрузка: 7,5g;
  • Экипаж, чел: 1;
  • Вооружение: Нет встроенного пушечного вооружения;
  • Боевая нагрузка: 5000 кг на 7 подвесках;
  • На центральной подвеске: Контейнер с двумя или одной 30-мм пушкой М/55 (Aden);
  • На двух подфюзеляжных подвесках: 2 ПУ 6х135 НУР Bofors;
  • На двух внутренних подкрылевых подвесках: 2 ПУ 6х135 НУР Bofors или 2 ПКР Rb.04E (Rbs.15)или 2 УР воздух-поверхность Rb.05 (Rb.75);
  • На двух внешних подкрылевых подвесках: до 16 легких бомб.

Комментарии (0)

Здесь не / Опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?