МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

ДАТА: . / Опубликовано в Истребители. Просмотров: 4169

МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger — «Бичеватель»). Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.

В 1961 году в ОКБ-155 А.И. Микояна начались работы по созданию фронтового истребителя следующего после МиГ-21 поколения под обозначением МиГ-23. Первоначально предполагалось создать новый самолёт с использованием ряда элементов МиГ-21. Прототип такой машины Е-8 совершил первый полёт 17 апреля 1962 года (лётчик-испытатель Г.К. Мосолов). Самолёт был построен по аэродинамической схеме "продольный триплан" и имел подфюзеляжный регулируемый воздухозаборник. На двух прототипах был выполнен ряд полётов, но после аварии одного из них в сентябре 1962 года работы по теме Е-8 были прекращены и началась разработка нового самолёта. Главным конструктором был назначен Г.А. Седов. Общее руководство осуществлял А.И. Микоян, а после его смерти - Р.А. Беляков.

Разрабатываемый самолёт должен был обладать скоростью до 2700 км/ч, увеличенной дальность полёта и иметь на борту ракеты средней дальности К-23 (ранее отечественные истребители вооружались пушками и ракетами малой дальности). Однако вскоре заказчик выдвинул требование обеспечить возможность базирования самолёта на аэродромах с ограниченной ВПП, что привело к изменению проекта. Для сокращения разбега первоначально предполагалось оснастить самолёт дополнительными подъёмными двигателями. Отработка подъёмного двигателя РД-36-35 была проведена на опытном МиГ-21ПД (Е-7ПД, "изделие 23-31") в июне 1966 года. 3 апреля 1967 года лётчик-испытатель П.М. Остапенко поднял в воздух первый вариант истребителя МиГ-23 - самолёт МиГ-23ПД ("изделие 23-01") с треугольным крылом и двумя двигателями РД-36-35. Вскоре был построен второй прототип МиГ-23 - самолёт "23-11" с крылом изменяемой геометрии. Его первый полёт состоялся 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Оба прототипа были показаны на воздушном параде 9 июля в Домодедово.

Специально для МиГ-23 разрабатывались система управления вооружением С-23, обеспечивающая всеракурсный перехват воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли, и новые ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности К-23. В процессе испытаний конструкторы остановили свой выбор на варианте с крылом изменяемой геометрии. При этом большой объём работ по исследованию нового типа крыла провели специалисты ЦАГИ, за что в 1975 году били удостоены Государственной премии СССР. Серийный выпуск МиГ-23С начался в 1969 году на Московском заводе "Знамя Труда". Первые самолёты поступили в Липецкий ЦБП и ПЛС. Государственные испытания и доводка самолёта продолжались до 1973 года.

МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

МиГ-23 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой стреловидности. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Под фюзеляжем установлен киль, складывающийся при посадке вправо на угол 95°. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Колёса большого диаметра позволяют эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ Р-27-300 (позднее Р-29Ф-300, Р-35-300) конструкции Хачатурова. На опытных образцах устанавливались более мощные двигатели Р-44 и Р-47. Воздухозаборники боковые с регулируемыми клиньями. В конструкции планера широко использованы стальные сплавы. При посадке может применяться тормозной парашют. В состав вооружения входили пушка ГШ-23Л, управляемые ракеты "воздух-воздух" малой и средней дальности, ракеты "воздух-поверхность", блоки НАР, авиабомбы калибром до 500 кг (включая тактические ядерные). У МиГ-23МЛД боевая нагрузка может достигать 4500 кг.

Всего в 1969-1985 годах изготовлено 5047 самолётов МиГ-23 всех модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался (менялась конструкция крыла, варианты силовой установки, состав оборудования и вооружения). В 70-х годах МиГ-23 стал основным истребителем в советских ВВС, заменив в этом качестве МиГ-21. Имея лучшие характеристики, чем у основного американского истребителя F-4E "Фантом 2", он обеспечил советским ВВС качественное превосходство вплоть до появления истребителей четвёртого поколения F-15A и F-16A. В боевых условиях МиГ-23 применялся в Ливане, Анголе, Ираке, Афганистане, Эфиопии. Многократно привлекался он и при уничтожении разведывательных аэростатов, пересекавших Государственную границу СССР. Возможности самолёта продемонстрировал случай, произошедший 4 июля 1989 года, когда МиГ-23М после катапультирования пилота пролетел почти 900 км над территорией Польши, ГДР, ФРГ и упал в Бельгии.

С 1974 года самолёт поставлялся на экспорт (первой его получила Ливия). Он стоял на вооружении ВВС Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египта, Индии, Ирака, КНДР, Кубы, Ливии, Польши, Румынии, Сирии, Судана, Чехословакии. Несколько самолётов через третьи страны приобретены США и Китаем. В середине 90-х годов ОКБ начало работы по модернизации самолёта для иностранных покупателей, в результате которых появился опытный МиГ-23-98. В настоящее время большинство российских МиГ-23 выведены из эксплуатации и находятся на консервации на базах хранения. Дольше всего эти самолёты эксплуатировались в полках ПВО - до 1999 года (т.е. до объединения ВВС и ПВО). Небольшое количество продолжает летать в лётных училищах и использоваться в авиационной промышленности в качестве летающих лабораторий.

МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

МиГ-23. Многоцелевой истребитель. (СССР)

Варианты Миг-23:

  • МиГ-23С — первый серийный истребитель модели МиГ-23. Первый полёт самолёт совершил 21 мая 1969 г. Оснащение: ТРДФ Р-27Ф-300, РЛС РП-22, теплопеленгатор, радиокомпас АРК-10 и аппаратура приводной системы АСП-ПФ.
  • Выпускался в 1969—1970 гг. в Москве на ММЗ «Знамя труда» (в настоящее время ПК № 2 ОАО РСК МиГ). Наименование в производстве — «Изделие 22».
  • МиГ-23УБ — учебно-боевой самолёт «Спарка». Выпускался в 1970—1978 гг. в Иркутске.
  • МиГ-23М — самолёт с крылом увеличенной площади и усовершенствованной аэродинамикой, более мощной силовой установкой (ТРДФ Р29Ф-300). В состав оборудования истребителя вошли усовершенствованная РЛС «Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и оптический коллиматорный прицел АСП-23Д, что позволило применять УР средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная система наведения) и Р-23Т (ИК самонаведение), а также УР с ИК самонаведением малой дальности К-13М. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве самолётов МиГ-23М/МС/МФ- «Изделие 2».
  • МиГ-23МС и МиГ-23М с упрощённой бортовой радиоэлектроникой и вооружением в 1973 году предназначались для поставок на экспорт.
  • МиГ-23МФ — имел упрощённую РЛС, по сравнению с МиГ-23М, предназначался для стран Варшавского договора, а затем для арабских стран. Часть МиГ-23МФ была переоборудована из МиГ-23М.
  • МиГ-23БН — специализированный истребитель-бомбардировщик. Первоначальный вариант (шифр разработчика 32-24) имел двигатель АЛ-21Ф-3, выпускался на «Знамени Труда» под индексом «Изделие 24БН» и именовался МиГ-23Б. Последующий вариант 32-23 имел двигатель Р29Б-300 и выпускался под индексом «Изделие 32» до 1985 года. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира.
  • МиГ-23МЛ — начал выпускаться с 1974 г. Самолёт имел силовую установку с увеличенной тягой (ТРДФ Р35Ф-300), усовершенствованную автоматическую систему управления, РЛС «Сапфир-23МЛ», теплопеленгатор ТП-23М, систему опознавания «свой-чужой» СРО-2М и индикатор на лобовом стекле ИЛС АСП-17МЛ.
  • МиГ-23П — облегчённый перехватчик для войск ПВО, способный вести борьбу с низколетящими целями. Начал выпускаться с 1977 года. Производитель — ММЗ «Знамя Труда», наименование в производстве — «Изделие 3» для МиГ-23МЛ/МЛД и «Изделие 6» для МиГ-23П.
  • МиГ-23ПД — экспериментальный истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Первый полёт совершил в 1967 году. На самолёте дополнительно устанавливались два подъёмных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс.
  • МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация в семействе МиГ-23. Самолёт имел оптимальную компоновку, обеспечивающую существенное улучшение маневренности при минимальной модификации планера. РЛС истребителя способна обнаруживать и сопровождать до шести воздушных целей, в том числе на фоне земли. Для защиты на малых высотах от ПЗРК и УР с ИК системами самонаведения на неподвижных частях крыла установили блоки контейнеров с ИК-ловушками. Вооружение: УР Р-24Р, Р-24Т, а в дальнейшем устанавливались высокоманевренные ракеты ближнего боя Р-73 с ИК системой самонаведения. Часть самолётов доработана из МиГ-23МЛ.

Характеристики:

ТТХ МиГ-23 различных модификаций
 МиГ-23МЛМиГ-23УБ
Технические характеристики
Экипаж 1 2
Длина, м 16,7 16,42
Размах крыла, м 7,78 / 14,0
Высота, м 5,0 4,82
Площадь крыла, м² 34,16 / 37,27
Коэффициент удлинения крыла 1,48 / 5,26
Коэффициент сужения крыла 2,36 / 2,95
Угол стреловидности по передней кромке
(по указателю в кабине пилота)
74°40' / 47°40' / 18°40'
(72° / 45° / 16°)
База шасси, м 5,77 5,81
Колея шасси, м 2,66 2,86
Масса пустого, кг 10 550 10 700
Нормальная взлётная масса, кг 15 600 15 150
Максимальная взлётная масса, кг 20 100 18 970
Масса топлива, кг 3319 3120
Объём топлива, л 4300 4050
Силовая установка 1 × ТРДФ Р35 1 × ТРДФ Р27Ф2М-300
Бесфорсажная тяга,
кгс (кН)
1× 8550 (83,9) 1× 6900 (67,7)
Форсажная тяга,
кгс (кН)
1 × 13000 (127,5) 1 × 10000 (98,1)
Лётные характеристики
Непревышаемое Число Маха 2,35
Максимальная скорость, км/ч 2500
Скорость отрыва, км/ч 280 290
Посадочная скорость, км/ч 250 260
Практическая дальность, км (на высоте 200 м с 2 × Р-23) 900
Практическая дальность, км (на высоте 10-12 км, при М=0,74-0,77) 1450 1210
Перегоночная дальность, км 2360 (с 3 × ПТБ) 1550 (с 1 × ПТБ)
Практический потолок, м 17 700 15 800
Скороподъёмность, м/с 215 145
Длина разбега, м 450 700
Длина пробега, м 750/880 850/1250
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) 456,7 / 418,6 443,5 / 406,5
Тяговооружённость (расч.) 0,548 / 0,833 0,455 / 0,66
Максимальная эксплуатационная перегрузка + 8,5 g + 8,0 g
Аэродинамическое качество 12,1
Вооружение
Стрелково-пушечное 1 × 23 мм пушка ГШ-23Л
Точек подвески 5
Ракеты «воздух-воздух» 2 × Р-23Л/Т или Р-24Р/Т
2-4 × Р-13М или 2-6 Р-60
4 × Р-3с или Р-13М или Р-60
Ракеты «воздух-поверхность» 2 × Х-23М
НАР 4 × 16 × С-5 или 2 × С-24Б 4 × 16 × или 2 × 32 × С-5 или 2 × С-24Б
Авиабомбы до 2000 кг до 1000 кг

Комментарии (0)

Здесь не / Опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?