СУ-122 (Объект 600). САУ. (СССР).

ДАТА: . / Опубликовано в САУ. Просмотров: 133

СУ-122 (Объект 600). САУ. (СССР).

СУ-122 (Объект 600). САУ. (СССР).

СУ-122 (Объект 600) - советская самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов. В литературе часто обозначается как СУ-122-54, чтобы отличить ее от САУ периода Великой Отечественной войны с тем же названием. Создана на базе среднего танка Т-54/55 в 1948-1951 годах. Предназначалась прежде всего на роль штурмового орудия, однако порой в литературе классифицируется как истребитель танков. Было запланировано крупномасштабное производство СУ-122, но с 1957 года ее выпуск был прекращен, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия. Точное количество выпущенных СУ-122 неизвестно, но судя по количеству выпущенных для них орудий Д-49, всего в 1955-1957 годах было произведено 77 САУ этого типа. СУ-122 использовались Советской Армией вплоть до второй половины 1960-х годов, когда они были сняты с вооружения и частью переоборудованы в тягачи и машины технической помощи.

В 1947 году был прекращен выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-100, а 22 июня 1948 года постановлением Совета министров СССР КБ Омского завода №174 была поручена разработка проекта самоходная артиллерийская установка (САУ) со 122-мм пушкой Д-25 на базе среднего танка Т-54. Руководителем работ был Бушнев И.С.. По графику проект машины должен был быть готов в июле 1948 года, однако на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения проект САУ и ее макет в натуральную величину были предоставлены только в декабре. Задержка возникла из-за несвоевременного получения чертежей пушки от Завода №9. В июле 1949 года, после устранения замечаний, проект с макетом были повторно направлены на рассмотрение специальной комиссии. В августе 1949 года проект был утвержден, после чего КБ Завода №175 приступило к выпуску документации САУ для изготовления опытного образца, однако работы были приостановлены из-за изменений конструкции танка Т-54.

По указанию Совета министров СССР работы по СУ-122-54 были переданы на завод №183 в Нижнем Тагиле. 15 октября 1949 года постановлением Совета Министров СССР №4742-1832с было утверждено тактико-техническое задание на «Объект 600». В конструкторском бюро Завода № 183 было принято решение об изменении общей компоновки машины, что затянуло сроки выполнения проекта. Однако в мае 1950 года работа была возвращена в ОКБ-174. В декабре 1950 года был изготовлен первый опытный образец, который до конца года прошел заводские испытания. В июне-июле 1951 года прошли предварительные испытания машины, а в начале августа СУ-122-54 была направлена на государственные испытания. В ходе испытаний были выявлены недостатки в работе пулеметов КПВТ, дозатора продувки канала ствола, повышенные усилия на маховиках наведения, а также недостаточная кучность стрельбы. Однако государственные испытания машины были зачтены и Завод №174 приступил к этапу отработки конструкторской документации и организации серийного производства машины, все работы были завершены до 1 января 1952 года.

В первом квартале 1952 года был изготовлен второй опытный образец, который в июне-июле того же года прошел приемо-сдаточные испытания. По результатам испытаний в конструкцию самоходной установки были внесены необходимые изменения. Однако серийное производство было остановлено из-за отсутствия пушек Д-49.

15 марта 1954 года постановлением СМ СССР №438-194 СУ-122-54 была принята на вооружение Советской Армии, но в серийное производство поступила только в 1955 году. Серийное производство велось небольшими партиями. Общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. Во время ремонта после 1958 года на СУ-122-54 устанавливались радиостанции Р-113, а часть самоходок была переоборудована в тягачи.
Описание конструкции

Основная компоновка совпадает с компоновкой штурмовых орудий периода Великой Отечественной войны. Корпус полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.

Впервые в практике советского танкостроения на машине был размещен оптический дальномер, он был установлен во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки.

Основным вооружением являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) - модернизированная версия Д-25. Дополнительным вооружением являлись два пулемета КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой - зенитный. Боекомплект составлял 600 патронов.

СУ-122 (Объект 600). САУ. (СССР).

СУ-122 (Объект 600). САУ. (СССР).

Машины на базе:

  • АПБНП - советская машина управления огнем артиллерии;
  • БМР-1 - советская бронированная машина разминирования;
  • БТС-600 - советский опытный бронированный тягач;
  • МТП-3 - советская машина технической помощи.
  • ТОП (Тягач Обеспечения Парадов).

Характеристики:

  • Длина корпуса, мм: 6000
  • Длина с пушкой вперед, мм: 9970
  • Ширина, мм: 3270;
  • Высота, мм: 2560, 2060 по крышу рубки;
  • База, мм: 3840;
  • Колея, мм: 2640;
  • Клиренс, мм: 425..440;
  • Бронирование: Тип брони стальная катаная и литая гомогенная. Лоб корпуса, мм/град.: 100. Лоб корпуса (верх), мм/град.: 100 / 51°. Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80 / 55°. Борт корпуса, мм/град.: 85 / 0°. Корма корпуса, мм/град.: 45. Корма корпуса (верх), мм/град.: 45 / 60°. Корма корпуса (середина), мм/град.: 45 / 17°. Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 70°. Днище, мм: 20. Крыша корпуса, мм 20. Лоб рубки, мм/град.: 100 / 51°. Борт рубки, мм/град.: 80 / 26°. Корма рубки, мм/град.: 30 / 20°. Крыша рубки, мм/град.: 20.
  • Калибр и марка пушки: 122-мм Д-49;
  • Тип пушки: нарезная пушка. Длина ствола, калибров: 48,7. Боекомплект пушки: 35. Углы ВН, град.: −4..+16. Углы ГН, град.: -8..+8. Дальность стрельбы, км: до 13,4;
  • Прицелы: ТШ2-24, С-71-24, ВК-4;
  • Пулеметы: 2 × 14,5-мм КПВТ;
  • Тип двигателя : В-54 (дизельный). Мощность двигателя, л. с.: 520;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 48;
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 20..25;
  • Запас хода по шоссе, км: 360..400;
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 240..260;
  • Удельная мощность, л. с./т: 14,3..14,45;
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,81;
  • Преодолеваемый подъем, град.: 30;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,73;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,7.

Комментарии (0)

Здесь не / Опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость. Зарегистрируйтесь или Войдите в свой аккаунт.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Введите текст с картинки. Не разобрать?